Протоиерей Борис Даниленко

Иоанн Лествичник

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в четвертый Воскресный день Великого поста Святая Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника.

И, хотя исторические сведения о жизни преподобного немногочисленны, благоговейная память о нем хранилась многими поколениями христиан.

Дело в том, что преп. Иоанн оставил людям книгу, называемую по-славянски Лествица, то есть Лестница, ставшую одним из важнейших руководств в деле спасения каждого православного человека – и монаха и мирянина.

Начало распространения монашества связано с временами, когда на смену римским императорам-гонителям христианства, пришел святой равноапостольный Константин, провозгласивший евангельскую веру нормой общественной жизни. Византия стала хранительницей Православия. И, казалось бы, где как ни в этом христианском царстве наиболее удобным стало исполнить заповеди Божии, достичь духовного совершенства. Однако, «великая пустыня» по слову святого Афанасия Великого позвала тогда многих, ревновавших о стяжании добродетелей ради спасения души. Ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст, опасность благополучия страшнее, чем всякое гонение. Из уже ставшего христианским мира начинается бегство, потому что, как заметил один из церковных мыслителей «христиане живут вопреки законам мирского града». Иное жительство – иночество, монашество стало привлекать наиболее сильных членов Церкви, также как раньше подвиг мучеников звал первых христиан. И совсем по-новому зазвучали слова апостола Павла «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14).

И вот в пустынных и неудободоступных местах Египта, Палестины, Сирии появляются многочисленные селения иноков. Селения эти внешне чем-то напоминали мирские грады и веси, но существовали они совсем по-иным законам. Избравшим различные виды монашеской жизни – отшельничество, скитское и общее житие, требовались уставы и руководства, так же как мирские законы требовались гражданам Империи.

Опыт монахов-подвижников был обобщен в творениях, составлявших уже к началу седьмого века по Рождестве Христовом целую библиотеку. Именно в это время и появилась Лествица – творение преподобного Иоанна.

Святоотеческая традиция нарекла эту книгу Скрижалями духовными. Это неслучайно. Ведь преподобный Иоанн, бывший игуменом Синайской горы, как указывает посвященное ему похвальное слово, «уподобился пророку Моисею, приблизившись к таинственной горе, куда не входят непосвященные; и, возводимый по духовным степеням, принял богоначертанное законоположение и видение».

Восхождение от силы в силу – со ступени на ступень, закономерная последовательность в подвиге – вот предмет книги преподобного Иоанна. Личный опыт святого, учение «богодухновенных отцов», множество примеров из жизни современных ему подвижников сделали книгу необходимой не только для монашествующих, но и для всех ревнующих о своем спасении.

Особое внимание преподобный Иоанн уделяет борьбе подвижника со страстями. В последовательности действия и развития страсти святой различает прилог или приражение страсти без участия воли искушаемого, не являющийся еще грехом; сочетание или собеседование с явившимся образом, являющееся уже началом греха; увлечение воли или сосложение«согласие души с представившимся помыслом»; помысл, укореняемый в душе – первая ступень греховного пленения; наконец – греховный навык, страсть в собственном смысле. Выявление автором Лествицы этой последовательности в возникновении и развитии греховной страсти, вооружило многих православных подвижников в деле невидимой брани. По сути этот богословский анализ стал одной из главных частей православного аскетического учения, запечатленного в книжности многих христианских народов.

К десятому веку появился болгарский, а к четырнадцатому сербский перевод Лествицы, преподобный Паисий Величковский сделал более доступным ее текст для русского читателя в восемнадцатом столетии; в девятнадцатом веке насельники Оптиной пустыни потрудились над ее новыми переводами и изданиями.

Неслучайно именно Великим постом совершается эта память преподобного. Ведь Лествица с древности сделалась не только домашним и келейным чтением для чад Церкви, слова ее раньше звучали за великопостным богослужением. Наш богослужебный Устав-Типикон предписывает совершать чтения из Лествицы на часах будних дней Святой Четыредесятницы. И когда как не сейчас, в эти постные дни, нам следует найти время и впервые прочесть или перечесть вновь эту великую книгу, учащую нас отречению от мира, бесстрастию, послушанию, покаянию, памяти смертной, плачу и иным ступеням-добродетелям, ведущим к высшим – вере, надежде и любви.

Взглянем же еще раз на икону преподобного. В руке святого Иоанна свиток со словами, которые каждый из нас должен воспринимать как зов в Горние обители Отца Небесного: «Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Нашего (Ис. 2, 3), чтобы нам соделаться победителями на пути Его (Лествица. Слово 30-е)».

Аминь.

11(24) марта 1996 г.

Неделя 4-я Великого поста – память преп. Иоанна Лествичника.

Москва. Патриарший Богоявленский собор.