Протоиерей Борис Даниленко
Проповедь в Неделю сыропустную
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Краткое, но необходимое для нас наставление слышим мы сегодня. Слова из Нагорной проповеди Спасителя, следующие сразу же за подаренной всем нам Самим Господом молитвой Отче Наш (Мф. 6, 9-13), звучат за Божественной литургией накануне Великого поста. Эти слова (Мф. 6, 14-21) о том, каким должен быть человек постящийся.
«Человек постящийся» – такое словосочетание кажется странным для нашего слуха. Ведь демонстрация своих добродетелей или заявление об исполнении той или иной Божественной заповеди связаны в нашем понимании с образом евангельского фарисея. Но сегодня Господь, говоря о тех, кто специально делает свои лица мрачными, чтобы окружающие знали об их постном подвиге, действительном или мнимом, называет их лицемерами (Мф. 6, 16). Фарисейство и лицемерие в евангельском контексте, и по словоупотреблению и по смыслу, – понятия очень близкие. Но если фарисейство – своего рода тип тупикового религиозного сознания конца ветхозаветной эпохи, то лицемерие это – способ воздействия на окружающих. Лицемер в первом своем значении, по крайней мере, в церковнославянском языке, – это актер, то есть человек, который демонстрирует своим ближним переживания, которые, может быть, весьма и весьма желанны для него, но к его внутреннему состоянию не имеют прямого отношения. Другими словами, он играет роль, изображает другого человека, используя более или менее удачно свое знание теории и навыков перевоплощения.
Но может ли человек, имеющий определенные привычки, воспитание, нрав, сложившиеся в течение многих и многих лет, изобразить кого-либо совсем иного, непохожего на себя, и по образу мыслей, и по своему отношению к окружающим? Если кому-то это и удается сделать, то мы говорим, что этот человек по-своему очень и очень способный. Но, как правило, проглядывает та самая фальшь, которую и принято называть в человеческой культуре актерством, игрой, то есть попыткой изобразить что-либо из того, чего не существует.
Господь говорит нам, что следует собирать не земные, но небесные сокровища, которые не разлагаются тлением, не рассыпаются в прах, не могут быть украдены ворами (Мф. 6, 19-20). Оказывается, нужно заботиться совсем о другом богатстве, богатстве, которое не связано с похвалой человеческой на земле, во времени. Ведь пройдет наша жизнь, и все высказывания в наш адрес, которые слышим мы, живущие сейчас, не будут иметь уже никакого значения для нас. Если они и окажутся справедливыми, то справедливость воздает Сам Господь. Нуждаемся ли мы в справедливости человеческой? Если они окажутся ошибочными, то не смогут изменить того, что ждет каждого из нас после Божественного Суда. Будут ли что-то значить ложные суждения о нас?
Итак, надо думать о самом главном и самом важном. И оказывается, пост в этом отношении – особая для нас пора. Но, для того чтобы пройти его правильно, для того чтобы христианское преуспеяние, о котором так много и так часто мы говорим, стало бы причастным каждому из нас, нужно по слову Спасителя не омрачать свое лицо (Мф. 6,16). Во время поста нам приходится, превозмогая немощи, бороться со своими дурными и вредными привычками. И если наше лицо будет искажено страшной постной гримасой, то, наверное, тем, кто окажется рядом с нами, может показаться, что мы совсем не хотим расстаться с нашим греховным багажом. Итак, оказывается, не нужно стремиться показать на своем лице то, что происходит с нами. Для этого нам даны воля и ум. Человек может в сердце своем скрыть свои переживания, так же как он скрывает в сердце своем словеса Господни (Пс. 118, 11), услышанные им и произведшие на него особое, деятельное впечатление. Человек слушает евангельское Слово и старается себя изменить. Работа, происходящая внутри христианина – чрезвычайно сложна. Она требует колоссальных усилий не только и не столько человеческих, сколько Божественных. И эти усилия уже совершены. Господь взошел на Крест. Господь пострадал ради каждого из нас. Господь даровал каждому из нас возможность Вечной жизни. Мы должны этот бесценный Божественный дар лишь усвоить. Но нам не следует стремиться демонстрировать наши переживания и усилия, связанные с усвоением этого Божественного дара. Наше дело во время поста – поддержать тех, кто рядом с нами. Наше дело – укрепить простым и понятным словом тех, кому тяжело. Наше дело – быть стойкими в борьбе с искушениями. Но главное во время поста – явить в отношении к людям, ту самую любовь до самоотвержения, которая называется Любовью Божественной, и основывается на нашей способности прощать людям согрешения их (Мф. 6, 14).
Многим нашим близким очень тяжело, и не только нравственно, но и физически. Многие с трудом переживают свою болезнь, оставленность родными и друзьями, бедность, немощь, и многое-многое другое, что является ничем иным, как несением креста, данного нам Господом. Но этот крест соответствует нашей способности нести его. В этом сокрыта великая тайна Божественной любви. Не бывает так, что испытания, дающееся Господом человеку – выше человеческих сил. Конечно, превозмогать их возможно только с помощью Божией. Но существует та самая мера, мера необходимости, которой мы становимся причастны. Потому, что если не понесем своего подвига, если не поднимем на свои плечи крест, который дает нам Господь, и который является образом Его собственного Креста, то не спасемся, не сделаемся причастниками Жизни вечной. Господь помогает нам, соизмеряя наши возможности с необходимостью наших испытаний.
Именно поэтому наше лицо должно сиять радостью. Именно поэтому все скорби мы не должны выставлять напоказ. Наша душа, словно мельница, должна перемалывать все беды и болезни, без которых невозможно спастись, преодоление которых является своего рода условием для спасения. Мы должны это понимать, и радоваться тому, что Господь привел нас в Свой отеческий дом, где мы получаем и наставление и подкрепление, где мы воспринимаемся полнотой церковной как наследники Вечного Царства. Постараемся усвоить накануне Великой четыредесятницы основы евангельского учения, открытые Самим Спасителем, как наставление и напутствие для каждого из тех, кто вступает на постное поприще.
Помажи главу твою, и лице твое умый (Мф. 6, 17). Пусть эти слова Спасителя будут указанием для каждого из нас на то, каким образом христианин, забывая старое, греховное, должен стремиться вперед, к Престолу Божию, осознавая, что именно Божественная благодать подкрепляет его. И наше умытое лицо, если следовать евангельскому тексту, должно быть своего рода изображением и начертанием нашего внутреннего состояния, и результатом борьбы, которая сама по себе для нас тяжела и трудна, но плод которой – радость о воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.
Храм Воскресения Христова, что в Пленницах
1 марта 2009 года